7 «Б» класс
На самостоятельное изучение параграф 18. Цель: 1) закреплять представление о синтаксической роли наречия и слов категории состояния в словосочетании и предложении; 2) учиться определять общее значение словосочетаний и составлять словосочетания в соответствии с заданным значением («действие и его причина», «признак и его мера или степень» и т. п.); 3) развивать умение различать грамматические омонимы – наречия, слова категории состояния, формы среднего рода кратких прилагательных. 4) формировать представление об использовании местоименных наречий в качестве союзных слов в сложноподчинённых предложениях; 2) вырабатывать умение определять синтаксическую роль вопросительно-относительных наречий в предложении.
2. Упр. 590, упр.594,599,603 (устно), 606 (готовиться к письму по памяти).
9 – ые классы
Знать основные модели сложноподчиненных с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными: места, времени, сравнения, образа действия и степени, цели. Уметь отличать союзы от союзных слов, запоминать союзы и союзные слова, употребляемые в разных видах придаточных, уметь задавать вопросы к придаточным. Для чего выполняете следующие задания:
Готовимся к ГИА
Факультатив: написать сочинение (С 2.2) по демоверсии. Для чего предварительно ознакомьтесь с данным материалом, составив конспект:
Композиционные части и логические связки
1 абзац |
Вступление и тезис (ответ на вопрос, толкование финала, финальной фразы, ключевой фразы) |
О…говорилось и писалось много, вот и… поднимает эту же проблему… Каждый из нас задумывался о..., об этой же проблеме говорит и… Тема … всегда волновала человечество. Действительно ли… Почему человек… Финал текста (последняя фраза, слова…) помогает нам понять, что… Финальные слова героя свидетельствуют о том, что… Фраза (слова)… говорит (говорят) о том, что… |
2 абзац |
Довод, подтверждающий правильность ответа на вопрос |
Уже в начале текста автор говорит о… Для того, чтобы мы поняли, как это важно, автор рассказывает о… Поступки героя говорят о том, что… Во-первых… Примером может служить... Об этом говорится в предложении… Понять это нам помогает предложение… |
Пример из текста, обоснование примера |
||
Второй довод, подтверждающий правильность ответа на вопрос |
Хотелось бы отметить и то, что… Также автор отмечает и то, что… интересным (особенно интересным) кажется и то, что… Поступки героя говорят о том, что… Во-вторых… Примером может служить... Об этом говорится в предложении… Понять это нам помогает предложение… |
|
Пример из текста, обоснование примера |
||
3 абзац |
Заключение и вывод |
Прочитанный текст… помогает нам понять, что… (заставляет задуматься о…) Текст … напоминает нам, что… Произведение … помогло по-новому посмотреть на знакомую проблему и задуматься о том, что… Как жаль, что и мы порой бываем похожи на… Действительно… |
Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
В этом отрывке автор говорит о том, что…
Смысл данного отрывка я понимаю так: …
В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
В основной части следует избегать:
• пересказа текста
• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.
Как это сделать? Вот некоторые рекомендации:
1. Перечитайте текст несколько раз.
2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.
3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.
4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.
5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!
В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста.
6. Как оформлять примеры в сочинении?
Во-первых, помните о требованиях к примерам:
• примеров должно быть не менее 2;
• примеры должны быть из указанного текста;
• примеры должны подтверждать разные аргументы;
• каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;
• пример без указания на аргумент не учитывается.
Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.
В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .
3. О чём писать в заключении?
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.
Вывод должен быть:коротким, но ёмким по содержанию.Логически связан с предыдущим изложением, не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой! Рассмотрим несколько образцов заключения:
Образец 1. Таким образом, Е.Велтистов поднимает очень серьёзную проблему важности правильного, взвешенного выбора молодыми людьми будущей профессии. Образец 2. Итак, автор текста убеждает нас в том, что главное в дружбе – доверие и понимание. Надо быть искренними с друзьями и поступать так, чтобы они не страдали.
Задание 2
2.Упр. 392 (орф.минимум), 396, 400(2 предл.), упр.405, 410 (2 пр.),
409,413 (устно), готовимся к защите проекта по упр. 418 (конец февраля)